Экзамен в тумане

08.07.2017

Газета «Харьковские Известия» от 5 июля 2017 года

http://izvestia.kharkov.ua/on-line/18/1243936.html

Маргарита Корнющенко

Харьковский «Театр на Жуках» отыграл серию премьерных показов спектакля «Туман» по роману аргентинского классика Хулио Кортасара «Экзамен», впервые в Украине представив сценическую версию этого произведения.

На театральную карту Харькова, густонаселенную и многообразную, Театр на Жуках хоть и нанесен уже без малого десять лет, но продолжает занимать то ли особенное, то ли обособленное место. И определенные объяснения тому есть. Театр работает в помещении гимназии «Очаг», на самой окраине города. Труппа, возглавляемая режиссером Ольгой Терновой, состоит из актеров-аматоров, а откреститься от стереотипов восприятия «непрофессионального» искусства для аудитории непросто. Да и располагая совсем маленьким пространством всего на 46 зрителей, физически сложно создать что-то эффектное и масштабное в прямом понимании слова.

Возможно, потому «Жуки» и остаются до сих пор в тени внимания харьковской театральной тусовки. Но, несмотря на это (безвозмездно и не требуя признания), коллектив активно вкладывается в культурный контекст города. Театр на Жуках уже представил Харьков в двух десятках международных проектов в Украине, Польше, Чехии, Германии, Франции. В рамках программы «Театральное окно в Европу» организовал для студентов творческих вузов ряд мастер-классов от представителей польской, французской, немецкой, британской, грузинской театральных школ. Пьеса директора театра Дмитрия Тернового «Детализация» победила в престижном конкурсе драматургии «Говорить о границах. Жизнь в эпоху перемен», была поставлена и издана большими тиражами в Германии и Австрии.

Что касается репертуарной политики, то на этапе творческого становления «Жуков» Ольга Терновая создавала вполне традиционные, сюжетные постановки по классической и современной драматургии. После начала активных гастрольно-фестивальных контактов с европейским театральным пространством коллектив встал на путь усложнения жанровой, тематической, пластической и визуальной природы своего «продукта». Последняя же премьера театра есть своеобразное возвращение к собственным истокам, только на новом этапе развития, когда простота преобразовывается в минимализм, а главным двигателем спектакля становится не сюжет, а текст как выразительная категория.

О. Терновая рискнула взять в работу автора, чья проза сложна даже для прочтения, не говоря уже об инсценизации. Тем не менее, именно ранний роман Х. Кортасара «Экзамен» «Жуки» посчитали произведением, дающим возможность осмыслить социально-политические потрясения, начавшиеся в нашей стране несколько лет назад, и тот экзистенциальный туман, в который из-за них, так или иначе, погрузился каждый из нас.

Минимум театральных приемов: ненавязчивое разделение игрового пространства на два уровня с помощью маленького балкончика и точечное использование видеопроекции. Лаконичная проработка визуальной партитуры: единая гамма костюмов и одежды сцены в цвете «хаки» и содержательная световая партитура. Фактическое отсутствие сюжета: «Туман» — это коллаж эпизодов из жизни обычных студентов накануне экзамена, которому так и не суждено было состояться, потому что в городе начинают твориться странные и одновременно узнаваемые вещи, в отголосках которых явно слышны уличные протесты.

Таким образом, главным в спектакле Ольги Терновой становится текст, слово — как источник информации, как носитель идеи, как звуковая вибрация с определенной энергетикой. Подобный подход — очень амбициозная заявка с точки зрения постановщика и очень сложная задача для актерского ансамбля, в составе которого как «ветераны» Театра на Жуках (Л. Ежак, А. Шеховцова, Д. Терновой, И. Бондаренко, И. Панасенко, А. Щербак), так и дебютанты (А. Головинов, Д. Дюрба, Л. Зана, С. Киселев, А. Толочек). Ведь артистам необходимо не только донести мысли авторов и сохранить в спектакле действенность, не позволив ему превратиться в аудиокнигу, но и удержать внимание аудитории при малом количестве (практически, отсутствии) внешних эффектов. Стоит отметить, что в данной ситуации О. Терновая проявила себя талантливым педагогом, поскольку в ее «Тумане» все поколения исполнителей выглядят одинаково достойно.

Ольга Терновая небезосновательно рассчитывает, что зрители станут сотворцами ее сценической истории и одновременно создадут собственную, исходя из своего жизненного опыта, характера и мировоззрения. Что ж, зрительский труд тоже достаточно непрост, но за годы существования Театру на Жуках удалось сформировать свою «трудолюбивую» аудиторию. Сформировать не только за счет разноплановых спектаклей, но и за счет уникальной атмосферы любви к своему делу и веры в искусство, которой буквально пропитано маленькое пространство театра на краю города. А в перспективе было бы интересно посмотреть, какие новые грани режиссуры Ольги Терновой раскрылись бы в работе с профессиональными актерами.