Долгожданная премьера Театра на Жуках. Спектакль «Детализация»

22.12.2017

Театральный портал «Без грима» от 20.12.2017

http://bez-grima.kharkov.ua/dolgozhdannaya-premera-teatra-na-zhukax-spektakl-detalizaciya/

Анна Селевич

Декабрь у Театра на Жуках выдался очень насыщенным и праздничным, не только благодаря приближающимся новогодним праздникам. Театр отметил свое 10-летие. Да, 10 лет назад накануне Дня Святого Николая, появились Жуки. 16 декабря они сыграли свой первый спектакль в качестве театра – «Выбор» по пьесе Г.Горина «Забыть Герострата». И вот прошло 10 лет, в преддверии юбилея театр создал новую премьеру. В этом году Жуки балуют зрителя «новеньким». Мне посчастливилось побывать на юбилейном капустнике, а за неделю до него на премьере – спектакле по пьесе «Детализация» Дмитрия Тернового, с которой он одержал победу в международном конкурсе драматургии в 2012 году. Эта статья будет именно о премьере, а у этого спектакля длинная история, ведь шел он к харьковскому зрителю пять лет.

Но прежде, пару слов о капустнике. К Жукам всегда приходишь, как к друзьям в гости. Я много раз писала о теплой творческой обстановке. И это благодаря всем людям, которые образуют Театр на Жуках. На капустнике прозвучали важные слова: главная черта Жуков – театр для людей. И верно, это ощущается всегда, когда находишься в этом небольшом уютном зале. В наше время многие стали забывать, что театр должен быть для людей… Спасибо за трогательность, магию, творчество, за то, что есть такие открытые и талантливые люди.

А теперь о премьере!

Как я уже писала, у спектакля долгая история. Началось, конечно, все с того времени, когда Дмитрию Терновому пришла в голову мысль написать пьесу. Но в истории театра след его начинается в 2012 году, когда пьеса «Детализация» победила на главном драматургическом конкурсе Восточной Европы «Говорить о границах. Жизнь в эпоху перемен-2012». Мне очень повезло, ведь я была на первой читке пьесы в Украине (Харькове) – авторской читке. Тогда я была поражена, восхищена. Чем именно? Да всем. Самой идеей, диалогами, интересными находками, сочетанием юмора и глубокой мысли. Так удивительно было слушать современную пьесу, харьковскую пьесу, которая имеет насыщенную сюжетную линию, близкие переживания, и какие-то прямо уникальные приемы взгляда на события с неожиданной стороны. Тогда нельзя было писать о сюжете, это запрещалось правилами конкурса. А эмоций было так много… Тогда даже не представлялось, что годом позднее в нашей стране произойдут события, которые во многом были предсказаны пьесой. Это, конечно, добавило накала вокруг нее. Актерская читка в театре произошла уже после печальных событий в Киеве и звучала несколько по-иному. Неудивительно, было трудно абстрагироваться и видеть пьесу в первозданном виде. И вот, после долгих ожиданий родилась в театре постановка «Детализации».

Перед премьерой мне хотелось, чтобы спектакль стал отдельной единицей, не зависящей от внешних факторов, чтобы он зажил своей жизнью. И мне кажется, что ожидания оправдались. Все равно каждый будет связывать его со своими переживаниями, своим прошлым, своим мировоззрением и ощущением. А спектакль будет существовать и давать возможность переживать каждому свое. Я конечно же, еще раз восхитилась самой пьесой, ее «харизмой» (вот захотелось так сказать). Сам спектакль выдержан в определенном стиле, от начала и до конца. С одной стороны, просто и лаконично. Однако сама сюжетная линия так насыщена, что оберни все в яркие краски, и это был бы какой-то бешеный танец. Необходимо было соблюсти определенную выдержанность, сбалансированность. Как всегда, у Ольги Терновой получилось создать утонченную линию, со вкусом такой себе театральной модницы (ну, тянет меня на странные эпитеты). Очень правильно и точно использовано пространство сцены. Простые, лаконичные декорации и костюмы спектакля, все в серых тонах. Как будто основа, на которую накладывалась палитра эмоций. При минимальных декорациях все «прочиталось».

Для себя я просматриваю некоторую концепцию цветов в спектаклях театра. Как, например, в «Пластилине мира» фиолетовый – творческий цвет, цвет воображения. Потому как человек без фантазии вряд ли его поймет. В «Ромео и Джульетте» — белый цвет невинности и красный – крови. Здесь же серый – цвет созидания, здравомыслия и печали. Он соединяет в себе две крайности – белый и черный. И несмотря на блеклость цвета, спектакль был контрастным. Здесь было место и грусти, и юмору, и отчаянию. В центре истории — семейная пара, талантливый музыкант, который не может получить визу для гастролей, и его жена. Их квартира находится в самой гуще событий, в центре города. И в то же время она — как отдельный мирок, где происходят неожиданные события. Герои – обычные люди, со своими проблемами и переживаниями, они морально устали, они растеряны в определении своей позиции и отношении к событиям. Они живут по правилам, которые не устраивают, кипят от злости внутри, они стоят на изломе. Все действия в той, или иной мере связаны с этой парой. Пересказывать сюжетную линию нет смысла, спектакль состоит из нескольких сцен, которые переплетаются между собой. Очень много событий, динамичный сюжет, богатые по смыслу линии.

В самой пьесе очень полюбились мне сцены оживших неодушевленных предметов. Так, ожил старый домашний сервиз. Героями вдруг стали не люди, а чашки, блюдца, заварник… А действительно, что могли бы рассказать предметы, прожившие в семье целую жизнь?! В пьесе оживает не только сервиз, но и камни, пистолет. Через них описываются ситуации и ощущения, внутренние переживания и эмоциональный накал (как в сцене с пистолетом, желающим пострелять). Для меня значимой была сцена камней с майдана – она очень яркая, заставляет переживать. Она показывает, как  можно стать изгоем среди своих, и  описывает чувства именно того камушка, который в итоге обречен, и не по своей воле становится убийцей. Сцена с камнями отсутствует в спектакле. Это видение режиссера. Как она сказала уже на капустнике: показалось, что зритель не готов к ней. Да и заканчивается спектакль в этом варианте с акцентом на трагической и нелепой смерти.

Спектакль очень жизненный, он обо всех нас. Все знакомо – нелепость, бюрократия, комичность и горечь безвыходных ситуаций. Чего только стоит сцена в консульстве. Конечно, что-то намеренно преувеличено, такая себе литературная гипербола для более яркого выражения. Однако так близки, к сожалению, все эти ситуации. Спектакль – это своего рода взгляд со стороны на события, смешение случайностей. Сложно определить его жанр, да и не надо. Здесь вы и посмеетесь, и погрустите, и задумаетесь. Может, испытаете другие чувства. Комедия, драма, фантасмагория… Всего понемногу. В спектакле актеры исполняют по несколько ролей, исключением являются главные герои. Если говорить об актерской составляющей, то не все для меня осталось без вопросов. Хотелось немного большего от актеров, исполнявших главные роли, а именно более разнообразного выражения эмоций. Такая небольшая капелька дегтя. Но это по моим ощущениям. В остальном же для меня все сложилось в полную картину. Натуралистично были изображены герои сцен. А героев в спектакле целая палитра: и уставший прожженный милиционер, и нелегал, и занудный консул, и навязчивая соседка по прозвищу «я знаю о вас больше, чем вы сами», не говоря о главных героях и еще нескольких второстепенных. Нам показали разных людей в разных ситуациях, которые в итоге связаны событиями в городе. Мне кажется, получилось не смешивать пьесу и реальные события в стране. Получилось создать отдельную историю, не спекулируя ни на чем. Такой вот взгляд извне.

Мы можем радоваться и гордиться тем, что появляются такие современные пьесы и спектакли по ним. Они не пустые, не фальшивые, близкие нам.  Это действительно ценно. Поэтому поздравляю всех нас, ну, и конечно же, Театр на Жуках с новой премьерой. Пусть Новый год будет для всех нас мирным. Всех с приближающимися наступающими праздниками. Всем добра, радости, счастья!