Театр, который все делает сам

05.11.2009

Газета «Харьковские Известия» от 5 ноября 2009 года N133
http://www.izv.kharkov.ua/pr/tieatr_kotoryi_vsie_dielaiet_sam.html
Маргарита Ющенко

«Театр на Жуках» — один из самых молодых негосударственных театров Харькова (скоро ему исполнится два года). В нем играют как профессиональные, так и непрофессиональные актеры. За этот небольшой срок театр успел обустроить уютный камерный зал, поставить два спектакля, литературно‑музыкальную композицию, сделать уникальный блиц-проект «Надгородом» с волонтерами из пяти стран, стать лауреатом крымского фестиваля «Живи!» и главным партнером творческого фестиваля «Текстура». Как утверждают создатели «Театра на Жуках» Дмитрий и Ольга Терновые, «это самодеятельный театр не потому, что относится к делу непрофессионально, а потому, что все делает сам».

Ольга Терновая: «Мы хотим заставить зрителя переживать происходящее вместе с нами. Помещение, в котором идет спектакль, настолько небольшое, что зритель и актер буквально слышат дыхание друг друга. При таком тесном контакте невозможно лгать со сцены или оставаться равнодушным в зале».

«Выбор»

Сто двадцать лет строили мастера храм Артемиды в греческом городе Эфесе. Храм был настолько великолепен, что его внесли в число Семи чудес света. Толпы людей стекались к его подножию, чтобы поразиться величию творения рук человеческих. Храм мог бы простоять тысячелетия, а простоял всего сто лет. В 356 году до н. э. житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжег храм Артемиды.

Так начинается пьеса Г. Горина «Забыть Герострата», с премьеры которой 16 декабря 2007 года и началась история «Театра на Жуках». Назван спектакль лаконично — «Выбор». Таким образом, режиссер Ольга Терновая обострила тему спектакля — это проблема выбора, который приходится делать человечеству на протяжении всей своей истории, начиная с самых древних времен, выбора между собственной выгодой и тем, что диктуют нравственный закон и чувство долга.

Персонаж, который сыграла сама Ольга, — Человек театра, еще сильнее укрупняет идею спектакля, поскольку являет собой некий исторический Разум, помнящий великие подвиги и великие подлости всех времен. А раз он существует, значит, есть надежда на то, что рано или поздно справедливость восторжествует (что, собственно, и происходит в развязке «Выбора»). Особенно ярким и запоминающимся в этом спектакле был Герострат в великолепном исполнении Евгения Педина (кстати, инженера по образованию). При всей своей подлости герой вызвал у меня чувство странного восхищения. Он ловок, дерзок, смел, он умеет легко, как-то даже лихо выпутаться из практически безвыходной ситуации. Такой себе обаятельный мерзавец! Даже любовь, это высокое чувство, в его глазах — ничто по сравнению со славой, которую он так жаждет. «Любовь может унизить человека, а слава — никогда!» — бросает он коварной и обольстительной Клементине (артистка Александра Рыбина). И эти убивающие своей жестокой простотой слова в его устах кажутся неоспоримыми.

Прямая его противоположность — судья Клеон (артист Дмитрий Терновой). Он заранее предполагает самое худшее и скорбит об этом — неблагодарные люди забудут имена создателей великолепного храма, а имя подлеца Герострата останется в веках. Уже сейчас толпы жителей Эфеса, жадные до сенсаций, раскупают мемуары Герострата и пьют в кабаках за его здоровье. Это чудовищно, это несправедливо! И эта несправедливость повторится потом в истории еще много‑много раз. Осознание этого доставляет Клеону почти физические страдания. Этот первый спектакль «Театра на Жуках», вероятно, станет одним из лучших в его репертуаре.

«Ехай?!»

Второй спектакль был поставлен режиссером Ольгой Терновой по пьесе Нины Садур «Ехай». Коллектив рисковал, выбрав для постановки разговорную пьесу, в которой действие как таковое практически отсутствует. Однако театру этот эксперимент однозначно удался.

…Мужик (артист Дмитрий Терновой), очевидно, решив покончить с собой, улегся на рельсы. Однако Машинист приближающегося поезда (артист Роман Фанин) вовремя его заметил и остановил состав. Он вышел из электровоза и попытался стащить с рельсов упирающегося Мужика, но не получилось. Начались выяснения причин такого нелепого поступка. Все оказалось до ужаса банально — жена не дала денег на бутылку. Машинист даже дал Мужику требуемую сумму, чтобы тот освободил путь. Так, слово за слово, завязалась беседа, как говорится, «за жизнь». А потом к ним подошла Женщина (артистка Ольга Терновая), почему-то среди ночи разыскивающая козла. В итоге таким странным образом встретившиеся люди расстаются друзьями. Одинокая Женщина находит спутника жизни, может быть, даже свою любовь, а Мужик обретает крышу над головой и смысл жизни, ведь истинная причина его попытки самоубийства, конечно же, не выпивка (как выяснилось, и жены-то у него нет), а одиночество и «вселенская» тоска.

Об этой странной пьесе и удивительном спектакле рассказал исполнитель главной роли и продюсер театра Дмитрий Терновой:

- Пьеса при кажущейся простоте очень сложная для исполнения, поскольку - реальная мотивация каждого персонажа скрыта за многочисленными наслоениями неправды. При этом драматургический материал невероятно «космичен». Мы попытались передать эту космичность: и звездами, и безмолвными персонажами, и уходящими в небо лестницами…У Нины Садур всегда поразительным образом бытийное прорастает из бытового…

- Так, насколько я поняла, произошло и с самой историей возникновения - сюжета?

- Совершенно верно, об этом нам рассказала сама Нина Николаевна. - Писательница, тогда совсем юная девушка, ехала в одном вагоне с только что освободившимися зэками. Ей, конечно, было неуютно в таком обществе, но она, затаив дыхание, слушала их разговоры. Там она нашла персонажей и сюжет для будущей пьесы: немногословного, источающего силу зэка-Мужика и очень суетливого Машиниста, рассказавшего реальную историю о том, как его товарищу пришлось останавливать поезд из-за пьянчужки, который лег на рельсы, чтобы добыть денег на бутылку. Все это Нина Николаевна взяла в качестве исходного материала, наполнив его, естественно, новым смыслом.

- Название вашего спектакля отличается от названия - пьесы…

- Да, «Ехай?!» — это наша интерпретация, пьеса называется просто «Ехай». Мы - ставим знак вопроса, как бы бросаем его зрителю, обостряя проблему…

Находкой режиссерского прочтения этой пьесы Ольгой Терновой стало то, что в спектакле на сцене все время присутствуют два безымянных персонажа, которые являются как бы ангелами‑хранителями героев. Именно они останавливают поезд, спасая Мужика от гибели, Машиниста — от невольного преступления, а Женщину приводят к ее счастью. Ангелы (артисты Анатолий Байков и Наталья Фирсова), создавая лирическую канву спектакля, осветляют эту безрадостную, еще бы чуть-чуть — и трагическую историю. Идея Ольги Терновой заключается в следующем: даже когда мы ощущаем предельное одиночество, рядом с нами всегда присутствует высшая сила, готовая помочь, уберечь нас от рокового шага. А значит, у нас всегда остается надежда на спасение.

Вашему коллективу выпала уникальная возможность играть в - присутствии автора. Такое случается далеко не в каждом театре — 25 апреля Нина Садур лично смотрела спектакль «Ехай?!».

Да, нам очень повезло, — соглашается Ольга Терновая. — Честно говоря, это - был рискованный шаг: в спектакле есть ряд решений, которые расширяют рамки драматургического материала. В общем, было страшновато. Но Дима очень хотел, чтобы автор увидела эту постановку. А когда он позвонил, Нина Николаевна сама изъявила желание приехать к нам, и мы с помощью нашего постоянного спонсора, друга и партнера Геннадия Хмельницкого организовали ее визит в Харьков. Это было невероятно, но Нина Николаевна не только приехала на спектакль, но и устроила у нас в театре первую авторскую читку своей новой, совершенно потрясающей пьесы «Летчик». И ей так понравились и спектакль, и прием, что у нас завязались хорошие человеческие отношения, которые мы поддерживаем и сегодня.

Отзыв Нины Садур, оставленный на сайте театра: «Очень человечный, проникновенный спектакль, трепетный. Я видела блестящие, изощренные постановки «Ехай». Ваш спектакль сделан в той же наивно-простодушной манере, что и сама пьеса. Это очень трудно, и, наверное, так и надо играть эту вещь. У вас есть потрясающе одаренный режиссер, и у вас нет корысти — это самое главное».

Будущее

Будущее «Театру на Жуках» предсказано знаменитым искусствоведом и музыкантом Михаилом Казиником просто фантастическое:

«Еще в самом начале, увидав пьесу Г. Горина в вашем театре, я предсказал театру большое и настоящее творческое развитие. Подтверждаю это и верю в то, что вы станете Таганкой нового времени. Предсказываю запись на билеты на год вперед, приезды на ваши спектакли зрителей из других городов. Если этого не случится, то вина не театра, а нынешнего этапа развития общества. Главное — помнить, что важнее творчества ничего нет. Остальная жизнь — только переход от пьесы к пьесе, от концепции к воплощению, от слова к пластике и музыке».

А пока театр трудится и приближает это будущее. К своему маленькому юбилею готовит отнюдь не маленькую премьеру. Название пока держится в секрете, но спектакль будет поставлен по классической комедии. А еще готовится к выпуску первый номер альманаха литературной студии, созданной при театре.