Люди, гномы и ундины… на Жуках

07.02.2012

Газета «Харьковские Известия» от 4 февраля 2012 года N14

Маргарита Ющенко

В «Театре на Жуках» прошли премьерные показы спектакля «История, рассказанная маленьким духом, живущим в замке за очагом», созданного режиссером Ольгой Терновой по сказочной повести Анатоля Франса «Пчелка».

«Жуки», в декабре отметившие свое четырехлетие, порадовали интересной постановкой, на сей раз — сказкой. Надо сказать, коллектив, имеющий в репертуаре уже семь спектаклей, пока умудряется не повторяться в жанрах: это часть творческой политики художественного руководителя Ольги Терновой. Работая с актерами-любителями, она совмещает функции режиссера и театрального педагога. Очевидно, что рабочий процесс Ольга нацеливает не только на обучение тонкостям игры и постановочный результат, но и на воспитание ансамбля актеров-единомышленников, актеров-личностей, давая им возможность почувствовать природу разных жанров.

Спектакль «История…» его создатели предназначают тем, кто не утратил наивности и веры в чудесное, «чей рассудок юн, а сердце еще не устало радоваться и горевать».

Эта работа продолжает новый этап творческих поисков Ольги Терновой, точкой отсчета которого, на мой взгляд, стал спектакль «We care a lot». По-прежнему подчиняя общий замысел литературному первоисточнику, режиссер делает пластический рисунок спектакля более образным, выразительным, насыщенным.

Сценографический центр действия — прямоугольная конструкция-ширма, которая при помощи писаных полотен превращается то в стены средневекового замка, то в чащу леса, то в загадочное королевство гномов, то в манящие водные глубины (художник А.Шеховцова).

Проводником зрителей по этому сказочному пространству становится маленький Дух (актриса А.Терновая) — именно он рассказывает поучительную историю любви Пчёлки и Жоржа, которые вместе росли и воспитывались в богатой благородной семье. Интересно, что в детстве оба героя предстают в виде трогательных перчаточных куколок в руках актеров: режиссер смело соединяет на сцене приемы драматического театра и театра анимации.

Еще одно значимое постановочное решение состоит в том, что каждый участник представления выступает то персонажем, то рассказчиком. Необходимость быстро «впрыгнуть» в образ и также быстро абстрагироваться от него является непростой задачей даже для профессионалов, но актеры-«Жуки» справляются  с ней виртуозно. С учетом такой театральной условности особенно ценно, что исполнителям главных ролей удалось создать не абстрактно-идеальные, а живые полнокровные образы. Л.Ежак наделила свою Пчёлку очаровательной капризностью и легким кокетством, Жорж в трактовке О.Ямчицкого предстал храбрым и безрассудным мальчишкой.

Однажды, отправившись на прогулку в лес, герои заблудились и остались ночевать на берегу озера. Сами того не ведая, они преступают границы человеческого мира. Пчелка становится пленницей короля гномов, а Жорж попадает в царство ундин, откуда еще никто не возвращался. Зрителей же режиссер переносит в иное сценическое измерение с буйством красок, многообразием музыки, зажигательными ритмами и головокружительными ароматами. Ольга Терновая использует, кажется, все средства театральной выразительности, чтобы создать сказочную атмосферу жизни неведомых существ.

Одной из самых красивых в спектакле является сцена подводного царства ундин. Декорацию-ширму накрывает подсвеченная изнутри полупрозрачная ткань нежно-голубого цвета с глянцевым отливом; танец русалок будто имитирует плавное движение воды, а звон маленьких колокольчиков на костюмах героев — ее переливы; терпкий запах курительных палочек усыпляет внимание… В какой-то момент ловишь себя на мысли, что понимаешь Жоржа, вначале поддавшегося чарам царицы ундин. Актриса И.Бондаренко наделила эту роль невероятным интонационным богатством: ее голос нежен и настойчив, соблазнителен и властен одновременно.

Совершенно иной по настроению мир лесных гномов. Декорация, костюмы, свет будто окрашивают сцену в приглушенные охристые тона. Гномы выявляют свой характер в танце — резком, ритмичном, больше похожем на марш. Но эти несколько воинственные существа благородны и прямы душой. Их король Лок (актер Е.Педин) хотел взять в жены плененную Пчелку. Однако Лок не только пожертвовал собственными чувствами ради любви главных героев — он еще и вызволил Жоржа из царства ундин. Безусловно, предводителю гномов непросто было принять такое решение, и Е.Педину удается донести до зрителя ту внутреннюю борьбу, которая происходит в душе героя. Режиссер мудро поступила, доверив самый сложный образ одному из опытных актеров труппы. Ведь именно Лок является носителем идеи спектакля о храбрости, благородстве и честности, в том числе, и с самим собой.

Все, что происходит на сцене, имеет целью открыть зрителю иную реальность, подарить ему веру в любовь, окрылить надеждой и просто дать возможность снова почувствовать себя ребенком, который верит в чудеса. Думаю, в сердце каждого зрителя надолго останется сказочный мир этого спектакля.