Театральное окно в Европу

21.05.2012

Газета «Харьковские Известия» N59 от 19 мая 2012 года

http://izvestia.kharkov.ua/on-line/18/1115501.html

Маргарита Ющенко

В апреле в Харькове побывал со спектаклями и мастер-классами польский театр «Брама». Его приезд, безусловно, стал одним из самых ярких событий уходящего сезона, так что, подводя итоги театрального года, стоит вернуться на «польскую страницу». Самобытный коллектив, которому аплодировали зрители более чем 20 стран мира, впервые приезжал в Украину по инициативе «Театра на Жуках».

Таким образом «Жуки» продолжают реализацию собственного проекта «Театральное окно в Европу», начало которому еще в прошлом году положил приезд другого польского коллектива — «Крик».

Надо сказать, такой проект актуален и необходим именно для Харькова, географически отдаленного от Западной Европы, творчески ориентированного на Россию и не имеющего крупного международного театрального фестиваля. И воодушевляет, что в этом году начинание «Жуков» поддержали новые партнеры: благодаря содействию Национального университета «Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого» и Молодежного драматического театра, выступление поляков смогли увидеть больше зрителей.

«Брама» показала харьковчанам два разноплановых спектакля — «Эмоции в звуке» и «Мы», а еще раньше поляки выступили в столице, где площадку им предоставил один из сильнейших негосударственных театров Украины — киевский ЦСИ «Дах». Важной составляющей программы стали и мастер-классы, которые брамовцы провели для студентов театральных отделений творческих вузов Киева (Киевского национального университета культуры и искусств) и Харькова (Харьковского национального университета искусств им. И. П. Котляревского).

Особенностью харьковского мастер-класса стало то, что полякам сразу удалось сплотить его участников, создать среди них единое энергетическое поле. Помимо традиционных актерских тренингов на раскрепощение, заполнение пространства, доверие партнеру и т. д., брамовцы уделили много внимания вокалу, упражнениям, развивающим чувства ритма. Таким образом, уже на мастер-классе «Брама» заявила о себе как о коллективе, не типичном для польского альтернативного театра, который в большинстве своем является жестким и остросоциальным.

Подтверждением тому стал спектакль «Эмоции в звуке». Балансируя между разными жанровыми природами, театральными измерениями и даже видами искусства, актеры плетут изысканное кружево этого действа из пластики, пения и живого музыкального сопровождения. Режиссер Даниэль Яцевич сделал драматургической основой постановки аутентичные песни из разных уголков земли: Армении, Грузии, Украины, Испании, стран Скандинавии, Балкан.

Интересно было сравнить подход поляков с подобными же экспериментами в современном украинском театре. Так, киевский режиссер Влад Троицкий ищет в фольклоре языческие праистоки нации, при помощи музыкальных инструментов разных стран создавая из славянских песен впечатляюще сложные вокально-ритмические композиции. Львовянин Владимир Кучинский использует в своих философских спектаклях аутентичные церковные песнопения.

Что касается «Брамы», то в своей постановке они (согласно названию спектакля) извлекают из песен заложенные эмоции, при помощи которых говорят о радостях и печалях, любви и одиночестве. Исполнители потрясающе музыкальны и пластичны, но главное даже не это. Брамовцам удалось достучаться до сердца каждого, кто находился в зрительном зале, благодаря своей искренности и честности; благодаря работе в открытом приеме (перед началом спектакля ребята, не стесняясь рассаживающейся публики, прямо на сцене распеваются — разминаются — готовятся, будто приоткрывая нам мир закулисья); благодаря смелому разрушению «четвертой стены» (в определенный момент действия они просто начинают улыбаться и пожимать руки зрителям). А вслед за «четвертой стеной» пал и языковой барьер: ведь очевидно, что слова в таком спектакле не главное.

Вместе с эмоциями «Брама» извлекает из фольклора и мудрость, заложенную народом. На сцене будто оживает и материализуется мировая душа, в которой есть и трагичные нотки. Кульминационная сцена спектакля — песня, исполняемая актерами в противогазах. Будто крик о том, что мы убиваем нашу планету, а вместе с ней и себя. Но шанс на спасение есть. Просто надо быть вместе и любить друг друга. В написанном виде — выглядит банально, в контексте спектакля — воспринимается как откровение.

«Эмоции в звуке» — последняя на сегодняшний момент работа польского коллектива, а спектакль «Мы» стал первым для нынешнего поколения «Брамы». Эта постановка осуществлена в популярной технике современного театра, когда за основу действия берется не готовая пьеса, а реальные монологи и диалоги, переносимые на сцену из обыденной жизни. Спектакль «Мы» построен на личных историях брамовцев, а также на беседах-размышлениях актеров и режиссера Даниэля Яцевича о проблемах молодого поколения, особенностях нынешнего этапа развития общества. Таким образом, как бы рождается коллективный взгляд молодых людей на современную Польшу и современную жизнь в целом.

В спектакле «Мы» текст имеет большое значение, однако было достаточно улавливать отдельные слова, ощущать настроение на сцене… и удивляться возникающим параллелям с собственной жизнью. Гротесковые типажи, забавные пародии на штампы в искусстве и следом трагические монологи со слезами на глазах — потрясающие вокалисты из «Эмоций в звуке» проявили себя талантливыми актерами с широкой жанровой палитрой.

«Мы» — яркое по форме и глубокое по содержанию высказывание о человеческих страхах, о мучительном поиске своего места в жизни. В то же время постановщики верят в силу человеческой мечты, которая может стать путеводной нитью для каждого. И это то, что выделяет спектакль поляков из обоймы «чернушных» постановок о современной жизни.

Спектакли «Эмоции в звуке» и «Мы» стали яркой краской в палитре театральных впечатлений харьковчан, а тренинг польского коллектива — ценным опытом для студентов ХНУИ им. И. П. Котляревского. Так что, будем надеяться, проект «Театральное окно в Европу», инициированный «Театром на Жуках», будет набирать обороты и сближать Харьков с европейской театральной традицией.