Добро пожаловать в Театр на Жуках!

07.12.2013

Газета «Харьковские известия» от 3 декабря 2013 года

http://izvestia.kharkov.ua/on-line/18/1150900.html

Татьяна Адамович

В Харьковской областной библиотеке для юношества в рамках проекта «Театральная гостиная» прошла встреча с актером, драматургом и продюсером Театра на Жуках Дмитрием Терновым.

На вечер были приглашены учащиеся школы № 122, на базе которой действует театральная студия «Пилигрим». Ребята живо интересовались всем, что рассказывал Дмитрий. Для многих это стало первым знакомством с Жуками, в чем нет ничего удивительного, ведь этот коллектив является одним из самых молодых негосударственных театров Харькова. Правда, уже успевшим завоевать популярность у харьковского зрителя: с момента основания все спектакли здесь проходят с аншлагами.

А начиналось все шесть лет назад, когда Дмитрий со своей женой Ольгой Терновой решили организовать на территории харьковской гимназии «Очаг» театральную молодежную площадку. «Особенность заключалась в том, что мы создали театральную площадку на самой окраине города (район поселка Жуковского), — рассказывает Дмитрий. – Небольшой камерный театр обосновался в одном из помещений гимназии. У нас всего 46 зрительских мест и очень маленькая сцена. Сначала мало кто верил в этот проект: говорили, что сюда зрителя просто невозможно будет затащить. Но мы исходили из того, что если будут интересные постановки, люди придут. Образцы для подражания были — например, московский Театр на Юго-Западе, построенный в подвале обычной высотки в удалении от центра, делал потрясающие спектакли и по праву считался одним из лучших в огромной театральной Москве».

Отсутствие «корочки» таланту не помеха

В Театре на Жуках сейчас нет профессиональных актеров. Впрочем, профессионализм для Дмитрия понятие весьма условное. По его мнению, отсутствие «корочки» — не значит отсутствие таланта. «По крайней мере, по уровню воздействия некоторые наши постановки даже превосходят спектакли профессиональных театров, очень многие зрителя говорят об этом. Наши актеры — люди, которым просто очень нравится заниматься театральным искусством, они готовы посвящать ему фактически все свое свободное время. Работа довольно напряженная: собираемся примерно пять раз в неделю, ребята приезжают на репетиции со всех районов города. У нас сложился дружный коллектив, преимущественно молодежь, средний возраст актеров до 30 лет», — рассказал он.

Кстати, попробовать себя актером может любой желающий. Причем здесь вам никто не будет устраивать традиционных вступительных экзаменов с прочтением басен или танцами, все происходит гораздо проще: новичок сразу попадает на тренинг со всей группой и со временем либо приживается в коллективе, либо уходит.

Да здравствует успех!

Сегодня в репертуаре театра восемь спектаклей, поставленных в том числе и по пьесам Д. Тернового. А недавно его пьеса «Детализация» была признана лучшей среди более 50 произведений, представленных на австрийском драматургическом конкурсе «Говорить о границах: жизнь в эпоху перемен» и теперь ее постановка готовится в Германии.

А на вопрос о самом любимом спектакле Дмитрий затрудняется ответить: «Они все любимые, каждый по-своему. Именно поэтому нам сложно давалось решение снять часть постановок с репертуара. Однако это вынужденная мера — время идет, обстоятельства меняются, удерживать такой большой репертуар становится все сложнее».

Помимо спектаклей, Жуки занимаются различными театральными проектами, в том числе международными.

«Вообще в первые годы мы ввязывались в самые безумные проекты, — вспоминает Дмитрий. — Как-то пригласили волонтеров из Японии, Германии, Польши, Швеции и Украины (ребятам по 18–19 лет), не имеющих ни малейшего театрального опыта, говорящих на разных языках, и фактически за пять дней режиссер Ольга Терновая сделала с ними очень интересный 40‑минутный спектакль, который мы представили на фестивале «Живи!» в Крыму. Постановка произвела на зрителей сильное впечатление. Собственно, это была попытка показать, какие вообще возможности есть у театра в преодолении границ между людьми… Не менее интересный случай связан с фестивалем «Французская весна». Желание туда попасть было настолько велико, что за каких-то пару месяцев нам удалось поставить спектакль на французском языке с актерами, которые преимущественно не говорят на французском. Интересный опыт мы также приобрели в течение нескольких лет в международном театральном лагере в замке Хартенберг в Чехии. Впоследствии этот опыт нашел продолжение в проекте «Театральное окно в Европу». Он нацелен, в первую очередь, на студентов театральных вузов, которые получают возможность участвовать в мастер-классах, заимствовать навыки актерского мастерства, пробовать себя в новых техниках. За три года в Харькове в рамках данного проекта уже успели побывать актеры польских театров «Крик» и «Брама», а также актеры театра СRAD из Франции. Этой весной хотим пригласить актеров из Грузии, которые могут провести мастер-классы по грузинскому танцу».

Увидеть необычное в простом

Чем примечательны постановки Театра на Жуках, так это стремлением точно прочесть автора и самобытным режиссерским взглядом на материал. Казалось бы, что нового можно разглядеть в шекспировской «Ромео и Джульете»? Ольге Терновой удалось совершенно в неожиданном ракурсе раскрыть перед зрителем эту трагедию, заставить по-новому взглянуть на нее. «Перед премьерными показами мы очень переживали, как этот взгляд на материал будет воспринят публикой. Но в итоге получили и многочисленные благодарности, и очень хорошую критику. Так было, например, и с постановкой «Ехай!» по пьесе Нины Садур, которая очень понравилась самому автору. К слову, Ольга старается брать в работу произведения разных жанров, чтобы всякий раз дать актерам почувствовать другую природу чувствования на сцене. Сейчас мы работаем над двумя новыми постановками, одна из них — классическая комедия, а вторая — плод коллективного творчества. Как будут называться спектакли, пока не скажу», — отметил Д. Терновой.

Именно из-за работы над новыми постановками Театр на Жуках в декабре не будет показывать спектакли, а вот с нового года снова будет ждать своего зрителя.