Отзывы на спектакль «Туман»

Из отзывов зрителей на спектакль «Туман»

Маргарита Корн пишет:

Удивительный спектакль – «Туман». Стильный и тонкий, как и сама Оля. Печальный и, к огромному сожалению, очень для нас актуальный. Я рада за Олю, за ее актеров, за всех, кто причастен к созданию этого спектакля. Растет актерский уровень ребят, появляются новые лица. Спасибо вам за ту тихую светлую радость, которую испытываю всякий раз, приезжая к вам театр.
Алёна Коваленко пишет:

Была впервые в этом театре на спектакле «Туман». Сложное произведение, постановка отличается от привычной театральной классики. С самого начала попадаешь в постановку, становишься её частью и растворяешься в ней благодаря отсутствию разделения сцены и зрительного зала, привычного начала и окончания спектакля. Спектакль не может оставить равнодушным -прокручиваешь сюжет следующие дни и переживаешь его снова и снова, понимая, что большая часть жизни человека — суета, в которой теряется главное. Спасибо режиссёру и актёрам!

Елена Миллер пишет:
Поздравляю с премьерой! Спасибо за спектакль, за прекрасный (и не расплесканный в пути) текст Кортасара, за желание прочесть Кортасара, которое вот прорастает уже). Как литературоцентричный театр, вы совершили для меня чудо. Спасибо за слаженный коллектив, за то, что слышите друг друга. За то, что попадаете в унисон. За точно переданное ощущение надвигающегося непонятно чего. Спасибо еще раз — за сильные впечатления. За то, что не отпускает. За то, что сижу ночью и пишу этот текст.
Анна Селевич, портал «Без грима» пишет:
Театр на Жуках продолжает удивлять. За одной премьерой сразу последовала следующая.

По правде говоря, не простой спектакль. Он не читается прямолинейно, скорее «между строк». Спектакль, как и произведение, Кортасара  — без правил, скорее, нарушение этих самых правил. Все кажется сумбурным и нелогичным, непонятным и неловким. Не стоит искать потаенного, просто смотрите, и ощущения придут, отпустите все. То, в каком эмоциональном состоянии, на каком жизненном этапе Вы находитесь, — то Вы и увидите в спектакле. Такое вот отражение состояния души.

Из отзывов критики и СМИ на спектакль «Туман»
Из статьи Маргариты Корнющенко «Экзамен в тумане» (газета «Харьковские известия от 5 июля 2017 года ):
Харьковский «Театр на Жуках» отыграл серию премьерных показов спектакля «Туман» по роману аргентинского классика Хулио Кортасара «Экзамен», впервые в Украине представив сценическую версию этого произведения.

О. Терновая рискнула взять в работу автора, чья проза сложна даже для прочтения, не говоря уже об инсценизации. Тем не менее, именно ранний роман Х. Кортасара «Экзамен» «Жуки» посчитали произведением, дающим возможность осмыслить социально-политические потрясения, начавшиеся в нашей стране несколько лет назад, и тот экзистенциальный туман, в который из-за них, так или иначе, погрузился каждый из нас.

Минимум театральных приемов: ненавязчивое разделение игрового пространства на два уровня с помощью маленького балкончика и точечное использование видеопроекции. Лаконичная проработка визуальной партитуры: единая гамма костюмов и одежды сцены в цвете «хаки» и содержательная световая партитура. Фактическое отсутствие сюжета: «Туман» — это коллаж эпизодов из жизни обычных студентов накануне экзамена, которому так и не суждено было состояться, потому что в городе начинают твориться странные и одновременно узнаваемые вещи, в отголосках которых явно слышны уличные протесты.

Таким образом, главным в спектакле Ольги Терновой становится текст, слово — как источник информации, как носитель идеи, как звуковая вибрация с определенной энергетикой. Подобный подход — очень амбициозная заявка с точки зрения постановщика и очень сложная задача для актерского ансамбля, в составе которого как «ветераны» Театра на Жуках (Л. Ежак, А. Шеховцова, Д. Терновой, И. Бондаренко, И. Панасенко, А. Щербак), так и дебютанты (А. Головинов, Д. Дюрба, Л. Зана, С. Киселев, А. Толочек). Ведь артистам необходимо не только донести мысли авторов и сохранить в спектакле действенность, не позволив ему превратиться в аудиокнигу, но и удержать внимание аудитории при малом количестве (практически, отсутствии) внешних эффектов. Стоит отметить, что в данной ситуации О. Терновая проявила себя талантливым педагогом, поскольку в ее «Тумане» все поколения исполнителей выглядят одинаково достойно.

Ольга Терновая небезосновательно рассчитывает, что зрители станут сотворцами ее сценической истории и одновременно создадут собственную, исходя из своего жизненного опыта, характера и мировоззрения. Что ж, зрительский труд тоже достаточно непрост, но за годы существования Театру на Жуках удалось сформировать свою «трудолюбивую» аудиторию. Сформировать не только за счет разноплановых спектаклей, но и за счет уникальной атмосферы любви к своему делу и веры в искусство, которой буквально пропитано маленькое пространство театра на краю города.